На этот первый ряд бревен укладывается еще второй ряд в направлении, перпендикулярном первому. Сверху все застилается тесом и засыпается опилками или сухой растительной землей или другим утепляющим материалом.
Выпадающий зимою снег также служит целям утепления. Обрез карьера, т. е. та его сторона, с которой начнется разработка, защищается от промерзания устройством специального утепленного коридора.
В особо холодное время или на выходные дни в таком тепляке могут быть поставлены печи-времянки. Разработку карьера начинают из утепленного коридора и двигаются в глубь залежи, имея над собой искусственный потолок, устроенный описанным выше образом.
Чтобы этот потолок не обвалился, нужно по мере продвижения в глубь залежи ставить стойки под прогоны.
Постановка стоек требует особого внимания. Стойки должны быть заготовлены заранее и находиться близко от тепляка, у входа.
Таким способом утепляют и разрабатывают обычно участки длиной не более 100 м и шириной не более 20 м. Число участков зависит от потребности — глины на зиму и должно быть подсчитано заблаговременно.
Если участков несколько, то они располагаются на расстоянии 10-15 м один от другого.
Оставшиеся гребни, т. е. промежутки между выбранными зимой участками, выбираются летом.
Весной тепляк разбирают и материал переносят в другое место, где с осени намечена дальнейшая работа. Основной материал (бревна) служит обычно 2-3 года и больше.
Все отепленные участки соединяются с машинным зданием узкоколейными путями. Такие же пути прокладываются и внутри тепляка.
Пути в тепляке по мере продвижения вглубь, постепенно наращиваются.
При транспорте глины из карьеров зимой в машинное здание ее необходимо хорошо укрывать рогожей или соломенными матами, простеганными с войлоком. Стоимость такого утепления на 1 м2 утепляемого сырья по данным Нижнекотельского завода под Москвой составляет 3 руб.