Рамка для души: эволюция багета

«Картина без рамы, как душа без тела», — говорил Винсент Ван Гог. Конечно, он был прав — попробуйте представить себе холст без багета, конечно, он будет иметь вид незавершенный, ему как будто чего-то будет не хватать, также потребуется рама для картины

Багет выполняет не только эстетическую, но и практическую роль, он не только отделяет художественное от приземленного, но и защищает произведение мастера от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Сегодня купить багет очень просто, это отдельный вид искусства, который прочно «стоит на ногах» и будет всегда востребован. А между тем, история багета не так уж и проста — на протяжении многих веков интерес к нему то пропадал, то возрождался вновь, причем влияли на это совсем, казалось бы, не относящиеся к искусству факторы.

Багеты использовали еще во времена Древней Месопотамии, причем уже тогда ими обрамляли не только фрески, но и зеркала. Декоративные рамки находили и в древних египетских гробницах, их следы отыскивали археологи, открывая и древнеримские и греческие реликвии — как правило, это были мозаичные фрагменты, изображавшие жизнь богов, которые обрамлялись специальным образом, могли повторять форму стен или являлись минимакетом интерьера помещений.

В средневековый период европейские художники творили на деревянных досках, их края выполняли как бы роль условной, «подвижной» рамки, поэтому особой нужды создавать багеты специально не было.

Кроме того, искусство тогда вряд ли можно было назвать индивидуальным, художники писали картины во славу религии, прославляя религиозный культ, рисуя лики святых, церкви, соборы, любые сюжеты на религиозную тему.

Только в 15-16 веках, когда роль художников в обществе стала приобретать светский оттенок, они начали творить «искусства для», их заказчиками, как правило, становилась не церковь, а все чаще богатые, обеспеченные люди, которые не терпели небрежности.

Зачастую художникам приходилось не только рисовать картины, но и самостоятельно изготавливать багеты, искусно раскрашивая их и нанося позолоту. Так что, сегодняшний пластиковый багет вряд ли бы достойно смотрелся, обрамляя величественные полотна знаменитых мастеров.

Багетное искусство уже в те времена могло стать самостоятельным видом, однако эпоха Ренессанса со всей своей помпезностью и излишествами уже канула в небытие, а художественные настроения плавно переместились из праздной Италии на северо-восток, в более сдержанные, протестантские области — в Бельгию и Нидерланды.

И только в 18 веке, который (как выяснится впоследствии) буквально наследовал эпохе Ренессанса своим роскошеством, беспечным проматыванием многотысячных состояний и вообще легким отношением к жизни и ее материальным благам, багетное искусство окажется вновь востребованным.

И возродит его снова богатая публика, одним из показателей статусности для которой будет обязательное запечатление себя любимых. Именно портретное искусство, как следствие стремления богатого европейского, российского и пр. сословий обозначить свою значимость, возродит багет.

В 19 веке на этот процесс повлияет и промышленная революция, особенно в относительно либеральном климате викторианской Англии. Все больше стен будут нуждаться в том, чтобы их украсили. Кстати, сами художники очень трепетно относились к оформлению своих картин.

Например, Эдгара Дега страшно беспокоил тот факт, что владелец его картины может впоследствии поменять рамку, а Винсент Ван Гог говорил в письме к своему брату, что не считает свои картины завершенными, пока они должным образом не обрамлены.

С появлением фотографии рамки и багеты стали востребованы и менее обеспеченной публикой, которая начала использовать сначала дагерротипы, а затем и фотоснимки для украшения своих домов и демонстрации себя в различных обстоятельствах жизни. Большим спросом начали пользоваться простые, деревянные рамки.

Кстати, самое простое, бюджетное и традиционное багетное решение — рамка из очень темного дерева с одной или двумя золотыми линиями, т. н. рамка Хогарта — очень популярна и по сей день и является классикой.