Состав горючей части топлива

Углерод, водород и сера, сгорая, выделяют тепло. Вода же и зола не только не дают тепла, но, наоборот, в процессе горения требуют расхода тепла: зола — на нагрев и плавление (шлакование), вода — на испарение.

Вода и зола следовательно являются неполезными частями, или балластом топлива. Содержание горючей массы, воды и золы в топливе принято выражать в процентах от веса или объема топлива.

Один и тот же вид топлива может содержать различные количества влаги и золы; например встречается торф, содержащий 15% влаги и 2% золы, встречается и такой торф, в котором содержится 60% влаги и 8% золы. В первом случае горючая часть составляет 83%, а во втором: 32%. Чем меньше горючая часть топлива, тем ниже сорт его. В горючей части топлива нередко содержится сера.

Весьма часто она встречается в каменных углях и антраците. Особенно много серы содержат подмосковный уголь и сланцы (от 2 до 8%). Недостатком такого топлива является неприятный и очень вредный газ, выделяемый во время горения (сернистый газ). Некоторые виды топлива не содержат серы, как например дрова и торф, или содержат ее очень мало.

Каково бы ни было топливо, в состав горючей части его входят одни и те же элементы. Однако разные виды и сорта топлива содержат эти элементы в неодинаковых количествах и в различных соединениях.

Углерод — главная составная часть горючей массы всякого топлива. Кроме углерода в горючей массе топлива содержится другой, очень важный элемент — водород.

В горючей массе топлива содержатся еще в связанном виде азот и кислород, которые являются главными составными частями воздуха. Азот не горит и не участвует в горении; кислород также не горит, но без него не может быть горения.

Следовательно горючая масса любого топлива состоит из четырех элементов — углерода, водорода, кислорода и азота. Чем больше в горючей массе топлива содержится углерода и водорода, тем больше тепла дает топливо, тем выше его ценность.