Снижение транспортных расходов

В новых условиях управления промышленностью и строительством, когда исчезла ведомственная разобщенность и условия поставок сборного железобетона значительно улучшились, отпадают препятствия к введению единых районных цен на местные материалы франко-строительная площадка в экономических административных районах. Экономическая целесообразность введения таких цен на сборный железобетон подтверждается, в частности, тем, что цены на цемент и арматуру, стоимость которых составляет 40% себестоимости железобетонных изделий, установлены франко-станция назначения. Установление отпускных цен франко-станция назначения на щебень, гравий и песок — основное сырье железобетонных изделий — будет, на наш взгляд, лучше содействовать снижению дальности перевозок нерудных материалов, чем применение в настоящее время системы исключительных (повышенных) тарифов на железнодорожные перевозки, которые препятствуют переходу от мелких полукустарных карьеров к организации крупных механизированных карьеров.

Некоторое повышение транспортных расходов при увеличении дальности перевозок нерудных материалов с крупных карьеров перекрывалось бы в этом случае значительным удешевлением добычи этих материалов.

Важное значение в снижении транспортных расходов имеет широкое распространение централизованных автомобильных перевозок сборных конструкций и деталей, установление рациональных схем транспортного потока, сокращение встречных перевозок.

Централизованные перевозки, перекладывая функции доставки материалов со строительных организаций на транспортные, в значительной степени обладают теми же преимуществами, что и цены франко-склад потребителя. Они особенно эффективны в условиях, когда эти цены еще не введены.

Состав поставщиков

Из-за недостатков в организации материально-технического снабжения происходят частые переплаты заводам-поставщикам, а также переплаты транспортным организациям путем приписок расстояний перевозок сборных изделий против фактических расстояний, которые и без того выше заложенных в сметах. Так, трест Мосстрой № 17 произвел анализ перевозок материалов на строительстве школы по Варшавскому шоссе, который показал следующее. Расстояния, указанные в путевом листе (а следовательно, и транспортные расходы), превышают сметные в 2,5-3 раза. Прикрепление строительных организаций к определенному составу поставщиков, а также поставка конструкций и деталей строго по графикам будут способствовать снижению транспортных расходов. Доставка на стройку изделий по часовому графику и монтаж их с транспортных средств вносят строгую дисциплину в работу строителей, транспорта и заводов-поставщиков. Последняя составляющая часть стоимости сборных изделий — заготовительно-складские расходы в сборном строительстве — уменьшаются за счет: а) уменьшения количества базисных и приобъектных складов до минимума; б) сокращения потерь путем изменения сортамента потребляемых материалов: сборные изделия почти не имеют потерь, отходов, порчи, утруски и т. д.; в) сокращения продолжительности периода строительства, в зависимости от которой находятся расходы по содержанию заготовительного аппарата. Однако ввиду того, что процент начисления заготовительно-складских расходов на сборные конструкции и детали такой же, как и на материалы обычного строительства, это приводит к некоторому повышению их абсолютной суммы при повышении степени сборности строительства, поскольку в настоящее время, как уже было сказано, стоимость сборных конструкций выше стоимости заменяемых ими строительных материалов. Качество изделий

Целесообразно, на наш взгляд, дифференцировать процент начисления заготовительно-складских расходов в зависимости от удельного веса стоимости применяемых сборных изделий в общей стоимости материалов, т. е. в зависимости от степени сборности строительства, так же как сейчас эта проблема стоит перед накладными расходами в сборном строительстве. В настоящее время заготовительно-складские расходы составляют по строительным материалам 2,1%, а по стальным конструкциям 0,9% к стоимости материалов франко-приобъектный склад. Необходимо примерно такой же процент установить и для сборных железобетонных конструкций, так как действительные расходы по заготовке и хранению конструкций меньше, чем аналогичные расходы по материалам. Важнейшим вопросом снижения затрат на материалы в сборном строительстве является вопрос о качестве материалов и конструкций, поскольку понятие качества неотделимо от понятия экономии. От качества изделий зависит не только внешний вид готовых конструкций, степень их долговечности, но также в значительной мере трудоемкость, темпы монтажа, качество и стоимость строительства. Срок службы продукции строительной промышленности рассчитан не на годы, а на многие десятилетия и столетия. Плохое качество строительства вызывает дополнительные затраты труда и материалов не только в ходе строительства зданий, но и в период их эксплуатации в виде внеплановых ремонтов. Вопросы повышения качества сборного строительства зависят совокупно от проектных организаций, от заводов-поставщиков сборных конструкций, а также от самих строительных организаций. Само по себе внедрение сборных изделий является важным средством повышения качества строительных работ; производство сборных элементов в заводских условиях и монтаж их на площадке при помощи машин на основе передовой технологии гарантируют высокое качество строительства. Однако в настоящее время вопросы качества являются одним из уязвимых мест практики сборного строительства, главным образом из-за частых случаев поступления на площадку недоброкачественных сборных железобетонных изделий по вине заводов-поставщиков.

Комментарии запрещены.