Валы и оси, их соединения и опоры

Вал представляет собой стержень, чаще всего круглого сечения, предназначенный для поддержания закрепленных на нем деталей и передачи им крутящего момента. В зависимости от конструкции различают гладкие, ступенчатые, фланцевые, шлицевые, гибкие валы и валы, выполненные заодно с деталями (валы-шестерни, валы-червяки). Кроме того, имеются валы специального назначения, например, коленчатые, кулачковые и др., применяемые обычно в двигателях внутреннего сгорания.

Ось также представляет собой стержень, обычного круглого сечения, предназначенный только для поддержания вращающихся деталей и не передающий крутящего момента. Ось может быть неподвижной (в этом случае деталь вращается относительно оси) и подвижной (в этом случае ось вращается вместе с закрепленной на ней деталью).

Те части осей и валов, на которых устанавливаются детали, называют головками.

Части вала или оси, лежащие на опорах, называют цапфами.

Цапфы, расположенные на конце, называют шипами, а промежуточные — шейками.

Цапфа, передающая опоре осевую нагрузку, называется пятой.

Диаметр головки определяется при расчете вала, а длина выбирается конструктивно в соответствии с размерами сопрягаемой детали. На поверхности головки могут располагаться шлицы или канавки для шпонок.

Комментарии запрещены.