Транспорт глины

Из практики работы заграничных (американских) заводов известно применение вагонеток емкостью до 6 м8. Конструкции их разнообразны: с глухими кузовами прямоугольного сечения, опоражнивающимися при торцевом повороте на 180°, с кузовами, у которых открывается одна боковая плоскость, с кузовами с раздвижным дном и пр. Применение вагонеток большой емкости требует введения механической тяги — мотовозной или электрической — и устройства рельсового пути надлежащего сечения, но зато дает чрезвычайную экономию рабочей силы, занятой на карьере. Так, «на карьере завода «Белден Брик Ко» в США 1 работает всего 1 человек, он же является машинистом экскаватора, машинистом мотовоза и свальщиком глины из вагонеток. Производительность этого завода 66 тыс. шт. кирпича в одну смену.

В наших условиях такая работа при добыче глины экскаватором потребовала бы 5 человек».

При конной откатке вагонетки сцепляются в поезда по две или по три (если путь хорошо уложен и вагонетки на роликоподшипниках), передвигаемые одной лошадью со скоростью 3 км/час. На заводах большой мощности постепенно вводятся для передвижения вагонеток специально изготовленные мотовозы или тракторы, переделанные для движения по рельсам. При этом вагонетки соединяются в поезде по 6-8 шт. в каждом поезде.

Скорость движения при мотовозной тяге — 6-8 км/час. Для транспорта; глины; в машинное отделение по наклонным эстакадам применяют лебедки; с канатом (тросом) или бесконечную цепную или канатную дорогу. Вагонетки снабжаются специальными вилками, приклепанными к кузову.

Цепь или канат, входя в вилку,, обеспечивает надежное сцепление и подъем вагонеток по эстакаде.

Скорость движения цепи или каната — не более 0,5-0,7 м/сек. Вагонетки прицепляются к цепи или канату с промежутками в 10-20 м. Подъем груженых вагонеток происходит по одной ветке дороги, а спуск вниз порожних вагонеток — по другой. ?