Келлеровский транспорт

На крупных заводах, особенно с искусственными сушилами, большое распространение получила так называемая келлеровская система транспорта, названная так по имени изобретателя. В этой системе весь транспорт сырца, начиная с момента формовки, продолжая сушкой и кончая доставкой сырца для погрузки в печь, увязан в одну систему, полностью автоматизирован и производится без прикосновения рук рабочего к сырцу. Основной частью этой системы является сбрасывающая вагонетка, которая в машинном здании принимает на себя рамки с сырцом, перевозит их в сараи или сушильные камеры, куда и перекладывает их для сушки.

Путь свежесформованного сырца при этом следующий. Глина выходит из мундштука в виде непрерывной ленты и специальные резательные автоматы системы Келлера отрезают от нее один сырец за другим, поступающий дальше на сушильные рамки.

Последние автоматически подаются под глиняную ленту особым приспособлением. На каждую рамку обычно устанавливается на ребро по 12 шт. сырца с небольшими промежутками между ними.

Далее, через поперечный ступенчатый транспортер рамки с сырцом поступают на подъемник, который состоит из двух цепей, соединенных между собой через определенные промежутки (в 240 мм) железными угольниками, служащими для поддержания рамок.

Как только первая рамка попадает на подъемник, он автоматически поднимается на одно деление. Это происходит 10 раз по числу железных пальцев на сбрасывающих вагонетках; когда наконец на подъемнике собирается полное количество рамок, поднимаемое вагонеткой в один прием, она вводится с опущенными пальцами в подъемник.

От поворота специального бокового рычага у вагонетки все пальцы поднимаются и подхватывают на себя сушильные рамки.

Нагруженная вагонетка перекатывается на передаточную тележку (лафет) и на ней уже дальше отвозится в сарай или сушило.